Статья опубликована в
печатном издании журнала «Роды.Russia» №3 - 2011

|
|
Первые дни в детском садике – серьезное испытание для любого ребенка.
Большинство малышей впервые переступают порог садика в возрасте около
3х лет. К этому возрасту ребенок уже достаточно самостоятелен, но, еще
не сформировался как индивидуальность, и готов к новым знаниям, друзьям
и мышлению, как члена группы. Конечно, существуют и ясли, куда ребят принимают
с полуторагодовалого или даже более раннего возраста, однако, это очень
индивидуальное решение родителей и зависит не только от материального
положения, но и от характера, темперамента ребенка.
Если один ребенок легко и органично пошел в детский сад с трех лет, это
не значит, что и для другого ребенка этот возраст тоже окажется удачным
для начала «общественной» жизни.
Подготовка ребенка к детскому саду требует времени,
поэтому начинать её надо заранее. Готовить малыша лучше не навязчиво,
пользуясь ситуацией.
Прежде подготовить надо к садику СЕБЯ
самих.
Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять
ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если
вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает
– поверьте в это сами и демонстрируйте ребенку своё спокойствие и уверенность.
Прежде много и интересно рассказывайте о
детском саде.
Если вы живете рядом с вашим будущим детским садиком, старайтесь почаще
гулять около него, чтобы ребенок успел привыкнуть к месту. Чем больше
знакомых деталей будет в его новом окружении, тем легче ему будет пройти
период адаптации. Хорошо, чтобы ребенок видел, как дети гуляют в садике.
Тогда в голове малыша появится представление о детском саде, как о месте,
где дети играют вместе (и с ними ничего плохого не происходит). Рассказывайте
ребенку, что он, как другие детишки, тоже будет ходить в садик. Там он
будет гулять, кушать, играть с другими детьми. А потом придет мама (папа,
бабушка) и вы вместе пойдете домой. Не забывайте завершать рассказ возвращением
домой - ребенок должен твердо знать, что расставание с мамой будет недолгим.
Приучайтесь заранее соблюдать распорядок
дня.
Все мы прекрасно знаем, что нарушение режима дня само по себе ведет к
перевозбуждению ребенка. Чтобы не усиливать стресс адаптационного периода,
заранее приведите режим ребенка в соответствие с распорядком дня, принятого
в садике. Если ваш ребенок еще пользуется соской-пустышкой, не может заснуть
без бутылочки молока, или привык спать в памперсах – обязательно уточните,
допустимо ли использование всех этих вещей в садике. Если нет, то отказываться
от них тоже лучше заблаговременно.
К сожалению, никакая подготовка не способна полностью избавить ребенка
от эмоционального потрясения первых дней в садике. Малыш отправляется
в совершенно новый мир. Поэтому будьте готовы к тому, что первое время
ребенок будет капризничать, оставаясь в садике.
Большинство детских слез и капризов - не более чем «шоу для мамы». Как
только мама уходит, ребенок успокаивается и идет играть с другими детьми.
Но, как любой талантливый актер, ребенок сам искренне верит в свою игру,
и чем дольше длится шоу, тем больше малыш убеждает себя, что ему в садике
плохо. Поэтому не затягивайте сцены прощания.
Адаптации ребенка к обществу других детей очень хорошо способствуют детский
развивающие центры. Туда можно привести ребенка на 1-3 часа и не только
для занятий, но и для совместных игр. Так же сейчас много игровых комнат
при торговых центрах и кафе, что тоже позволяет ребенку научится взаимодействовать
с окружением и действовать по установленным правилам.
Важным моментом для посещения детского сада всё же является определенный
набор умений и навыков у ребенка. Итак, к 3м годам малыши должны четко
и осознанно понимать и самостоятельно справляться со следующими заданиями:
1. Понимать, что воспитатель – это взрослый человек и его необходимо
слушаться. Для подготовки к тому, что скоро малышу придется внимать
«чужому» человеку, лучше всего ненадолго оставлять его под присмотром
подруги, родственницы, няни.
2. Правильно использовать предметы обихода. К трем годам ребенок должен
уметь сидеть и садиться за стол, пододвигать стул, использовать большую
и маленькую ложки по назначению. Самостоятельно кушать первые и вторые
блюда, а так же пить из чашки.
3. Проситься в туалет, менять одежду ко сну, и участвовать в надевании
верхней одежды и обуви на прогулку. Случайности могут быть и поэтому
важно иметь запасные комплекты белья под подушкой. Однако, если ваш
ребенок склонен к энурезу или в игре может забыть попроситься в туалет,
обязательно предупредите об этом воспитателя, и тогда, она обязательно
будет тихонько интересоваться у малыша не пора ли ему в уборную.
4.Уметь одеваться самостоятельно. Важно показать, как надевать шапку,
шарф, варежки, а затем и более сложную одежду и несколько раз подождать,
пока у малыша не появится навык.
5. Активно взаимодействовать с другими детьми. Проблема адаптации в
детском коллективе практически не встречается у малышей имеющих братиков
и сестричек. Если же ребенок единственный в семье, ему сложно делить
внимание взрослых с другими ребятами. Это может выражаться в капризах,
истериках, либо унынии. Научиться с уважением, относиться к другим детям
и не давать себя в обиду поможет посещение детских площадок, совместный
отдых с друзьями, имеющими детей, а так же школы раннего развития.
6. Уметь занять себя игрой. В детском саду есть официальное время на
игры, а так же небольшие отрезки времени между занятиями, едой, прогулкой.
Ребенок, что может сам развлечь себя, интереснее проводит в саду время,
а так же становится лидером группы, тем, кто предложил игру, а не подтянулся
к ней.
На самом деле большинство этих умений малыши легко осваивают за 2-3 месяца,
именно такое отрезок времени необходим для подготовки к детскому саду
. И даже, если вдруг, так случилось, что чадо ни в какую не желает кушать
сам, то это не повод вести его в сад на полгода позже. Проще предупредить
воспитателя о такой особенности, и совсем скоро своевольное чадо будет
в компании сверстников самостоятельно уписывать манную кашу большими ложками!
Готовность к детскому саду так же определяется
темпераментом ребенка
Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом,
который практически невозможно изменить. Как известно, существует четыре
наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик
и сангвиник.
Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный.
Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист
и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос.
Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство,
если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не
любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его
окружении новых лиц и даже новую еду, он воспринимает настороженно. Ему
требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное.
Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.
Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые
готовы удовлетворять все его капризы. Поэтому чем позже такой ребенок
пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого
ребенка в садик не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и
до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до
школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая
на маму, которая всегда рядом).
Возможные проблемы. По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты.
Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще
с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий,
он может "мстить" воспитателям и другим детям за то, что мама
все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться
засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.
Тактика поведения. Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в
садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют
и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать
предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша
задача - заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте
ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить
с меланхоликом мирный договор: "Ты не плачешь утром и идешь в садик,
а в выходные мы пойдем кататься на карусели" (возможны любые варианты
в зависимости от предпочтений малыша).
Ребенок-флегматик очень «удобный» , так как с таким ребенком
родители обычно не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко
закатывает родителям истерики и практически не требует к себе внимания.
Ребенок-флегматик всегда сдержанный и рассудительный. Он редко проявляет
любопытство и инициативу. Создается впечатление, что он как бы плывет
по течению. Флегматик любит спокойные игры и старается всегда держаться
в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает
своих эмоций.
Адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненно проходит в 2-3
года. В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался и флегматику
будет проще вписаться в новый круг общения.
Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается
в себя. Он избегает общения со сверстниками, и не идет на контакт с воспитателем.
Он может целый день просидеть один в уголке или около окна. Он редко плачет
по утрам, когда мама уходит и не проявляет особой радости, когда его забирают
домой. Но при этом садик долгое время остается для него чужим местом,
а не "вторым домом". Ребенок-флегматик может целый день терпеть
в туалет или "ходить" в штаны. Хотя уже давно умеет пользоваться
горшком и туалетом. Таким образом, он демонстрирует, что садик для него
- чужая территория.
Тактика поведения. Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик
не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие детишки, нуждается
во внимании. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого.
Принесите в садик частичку дома. Если возможно, купите для садика такой
же горшок или сиденье на унитаз, как дома, красивое постельное белье и
пижаму. Тогда флегматику будет проще привыкнуть к новой обстановке.
Ребенок-холерик напротив очень «неудобный» в детском
саду. Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается
и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство
и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать
на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками
и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке.
Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает
новую информацию и так же быстро ее забывает.
Время пришло. Потребность в детском коллективе у холерика появляется в
3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому
саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения
и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче
всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский
коллектив.
Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять
еще большую активность и задиристость - таким образом он пытается снять
нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы
будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей,
и выступать инициатором всех детских шалостей.
Тактика поведения. Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он
и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой
поделать. Задача родителей и воспитателей - направить его бьющую через
край энергию в мирное русло.
Ребенок-сангвиник Это самый "подходящий" для
детского сада темперамент. Он невероятно любопытен и постоянно нуждается
в новых впечатлениях. Ребенок-сангвиник проявляет огромный интерес ко
всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро
адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию.
Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается
импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятный - он быстро прощает
и забывает обиду. Сангвиники - прирожденные лидеры и заводилы. Однако,
увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы,
быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.
Время пришло. Как только ребенок-сангвиник замечает, что вокруг есть дети
- он сразу нуждается в общении с ними. Сангвиники обладают врожденной
готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше вы отдадите такого ребенка
в коллектив, тем лучше для всех.
Возможные проблемы. Первое время сангвиник будет с радостью идти в детский
сад. Но он быстро устает от однообразия. И если в саду дети предоставлены
сами себе, то сангвиник быстро насытится и потребует новых впечатлений.
И как только ему станет скучно ходить в садик, он обязательно продемонстрирует
вам свое недовольство.
Тактика поведения. Выбирайте детский садик, где дети максимально загружены
разнообразными занятиями. Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура,
развивающие игры вашему малышу пойдут на пользу. Ребенок-сангвиник будет
с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему там
будет интересно.
Как известно, каждый ребенок рождается со своим характером. В зависимости
от того, как ребенок получает новые знания и усваивает информацию, выделяют
четыре типа характера: зритель, слушатель, оратор и деятель. У каждого
из приведенных ниже типов готовность к детскому саду наступает в разное
время. Кроме того, в зависимости от того, какой тип восприятия у ребенка
преобладает, могут появиться специфические проблемы адаптации к детскому
саду.
|
| |
|