Он-лайн форум психологов
http://psycholog1.ru/

Формирование критичности у подростка
http://psycholog1.ru/viewtopic.php?f=17&t=1998
Страница 1 из 1

Автор:  Memory123456 [ 11 дек 2011, 22:18 ]
Заголовок сообщения:  Формирование критичности у подростка

Сформировать критичность у подростка – это важная задача в педагогической деятельности.
Оценивание знаний учащихся влияет на формирование самооценки подростков: его самооценка адекватна оценке в учебе. А вот оценить свой поступок, его нравственность ребенок не может сам.
Ему сложно определить и выбрать правильный критерий в поведении, поэтому сформировать у учащихся эталон или нормы поведения – это важная задача педагогов в воспитании у подростка способность критически оценивать себя, свои поступки.
Чтобы решить эту задачу, используется метод сравнения или примера. Этот метод используется в широком смысле слова, т. е. не как демонстрация ученику правильного поведения на примере его одноклассников.
Когда лучших детей ставят в пример «плохим», это может привести их к изолированию от классного коллектива. И в то же время, если они знают, что являются образцом для подражания, эталоном в поведении, то у них формируется завышенная самооценка, а значит, некритичное оценивание самих себя.
Метод примера оказывается действенным, если его правильно применять.
Можно ли сопоставлять, сравнивать поведение учеников? Да. Дело в том, что подростки могут определить личные качества в том случае, когда сравнивают, сопоставляют себя с кем-то другим. При таком сопоставлении выявляется самооценка подростка. Поэтому они интересуются художественной литературой, историческими произведениями, в которых находят образы, желая в них найти свое отражение. Значит, формировать самооценку нельзя, не обращая внимания на эталон в поведении.
Чтобы сформировать адекватную самооценку у учащихся, нужно создать определенные условия для учебных занятий, игры, труда. Одним из таких условий является оценка ситуации, когда сам ученик должен оценить свое поведение в определенном виде деятельности на каком-то его отрезке. Так формируется у школьника привычка подвергать анализу свою работу, поступки.
Оценка педагога влияет на формирование самооценки учащегося. Педагоги должны правильно демонстрировать эталон поведения, так как благодаря ему у подростков формируется критерий оценивания своего поведения. Формируя подростка, нельзя забывать о личном примере учителя, за поступками и жестами которого внимательно наблюдают ученики. Все положительные качества учителя могут быть восприняты как образец, которому надо следовать.
Не всегда обращение за примерами в далекое прошлое может иметь положительный результат, так как слишком велики временные, социальные рамки. Отличник-одноклассник не может быть воспринят как эталон поведения. Чтобы подкреплять положительно формирующиеся навыки, необходимо поощрять учащегося, подчеркивая то положительное, что есть у ученика.
Общаясь с детьми, педагог оценивает каждый отдельный поступок, ни в коем случае не давая оценки всей личности. Положительно или отрицательно оценивать можно поступок ребенка, но не личность.
Обучая подростков совершать поступки, которые формируют адекватную самооценку учащегося, учитель фиксирует и сохраняет в личном опыте ученика способность критической самооценки.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group