Мы знаем, какие мы на самом деле и какими хотели бы быть, и эти два образа чаще всего не совпадают. Мы ведем себя в семье и в кругу друзей совершенно по-разному. Есть такая теория, по которой у человека есть три состояния: Ребенок, Взрослый и Родитель. Когда мы находимся в состоянии Ребенка, мы непосредственны, незапрограмированны, у нас творческий подход к любому делу. Мы радуемся жизни, не наблюдаем за собой со стороны. Находясь в состоянии Родителя, мы строго придерживаемся правил и норм. И это нужно, так как мы должны многому научиться, многое понять, а также стать эталоном для наших детей. В нас, кроме Родителей, живут еще взрослые, которые подвергают анализу различные ситуации, относятся критически к принятию решений. Взрослые не оглядываются, как Родители, на общепризнанные правила, а самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации. В каждом состоянии человек по-особому относится к окружающему миру. Три состояния человека могут находиться в согласии, а могут враждовать. Есть люди с высокой самооценкой, нуждаются в постоянном одобрении. Они себя представляют кажущимися, а не реальными. Такие люди обычно заблуждаются, в сознании отсутствует их реальный образ. Значит, каждый из нас имеет несколько «я». Это «я» может отражать действительность в настоящий момент, может сказать о целях, которые ставит перед собой человек, например: выучиться игре на гитаре, покорить какую-либо вершину. И в это время в наш образ включается фантазия, которая переплетается с реальностью. Бывают дни, когда нам кажется, что нас начинает съедать лень, и вот уже наш образ становится похожим на Обломова. Идеальный образ нашего «я» безмерно счастлив, когда нас все хвалят и когда мы в себе видим только хорошее. Ну а как быть, если одно «я» умирает, а другое рождается? Или мы всегда одни и те же? Или наш образ самих себя постоянно в движении. Наверное, ответить на эти вопросы не просто. Мы меняемся, но эти изменения копятся в нас как-то незаметно, а потом вдруг словно прозреваем и – скачок в новый день, в котором мы становимся совершенно другими, не вчерашними. Мы движемся вперед, шаг за шагом, не переставая оценивать себя, осознавая малейшие перемены в отношении к своим жизненным ценностям. Но самое замечательное при этом то, что несмотря на калейдоскопичность наших «я», с нами остается ощущение цельности нашей натуры, которая не раскладывается на какие-то элементы. Даже если мы осознаем, что у нас единственное «я», все равно это не противоречит наличию, существованию в нас «я» реального и «я» идеального, Родителя и Ребенка. Суть – в разной глубине самоанализа. Если фокусируем основные нравственные ценности, мы уверены в тождественности себе. Когда мы говорим не о главных ценностях, таких, как правда и неправда, любовь и ненависть, жизнь и смерть – появляются различные образы нашего «я». Есть в нас потребность – остаться самими собой и одновременно меняться. Мы меняемся каждый день, то есть в каждом последующем дне мы другие , но нам почему-то кажется, что с нами ничего не происходит, все как прежде. Случается и такое: для наших знакомых этот человек – монолит, постоянно находящийся на одном и том же месте. А если судить субъективно, то нет монолита, потому что внутри каждого из нас постоянно происходят какие-то изменения. Надо сказать о «человеке-монолите» и «человеке-флюгере». Монолитом не допускается крамольная информация в собственное сознание, никакие посторонние оценки не могут поколебать его уверенности в собственном мнении, которое имеет его «я». Эта жизненная установка характерна для консерваторов с их привычным укладом жизни, устоявшимися стереотипами. Для флюгера характерны перемены, которые он замечает не только в себе, но и в окружающих людях. И это влияет на его планы и настроение. Такого человека не смущает то, что в нем самом уживается большое количество «я»-образов. Оба характера едва ли можно назвать симпатичными. В жизни они не встречаются в чистом виде, их можно назвать полюсами, между которыми находимся мы, приближаясь то к одному, то к другому. Говоря о возрастных особенностях, следует сказать об определенной тенденции. У малышей только один путь социализации: отражение, усвоение, принятие позиции взрослых людей. Исходя из этого, в раннем возрасте мы все были флюгерами. А в процессе старения «костенеют» взгляды, привычки, вкусы, предпочтения. Следовательно, с возрастом нам может реально угрожать «монолитность». Малоподвижность суставов требует занятия физическими упражнениями, так же настойчиво надо бороться с «монолитностью». Чтобы быть успешным в общении с людьми, надо быть самим собой, таким, какой ты есть на самом деле. Нужна искренность, а не притворство, нужно уважать свои чувства. Когда человек не обманывает себя, не лжет, только в этом случае он, развиваясь, изменяется, совершенствуется. Оценивая себя, мы можем быть гибкими, но это не означает терпимости к нашим недостаткам. Человек ответственен перед собой за то, что совершает, что говорит. Довольно часто мы углубляемся в самопознание, поглощены изучением новых граней своего «я», при этом оставляя без внимания окружающий мир. И тогда появляется заблуждение, что мы можем все, и даже быть хозяевами собственной судьбы. А вот другая крайность: мы ничего не планируем, не сопротивляемся. За нас решение принимают старшие, а еще мы надеемся на случай. Если обстоятельства сложились благополучно – значит, повезло. Эти крайности нельзя назвать привлекательными. Во всем нужна мера, и развивать чувство ответственности тоже нужно в меру. Мы должны развивать способность видеть себя не отстраненно от мира, а в нем, постоянно развивающемся и преобразующемся; в общении друг с другом.
|