Действительно, чем раньше – тем лучше. Радует, что в настоящее время при прохождении комиссии для принятия ребенка в дошкольное учреждение в список специалистов, которых должны посетить родители с ребенком, включили и логопеда. Предлагая даже самому маленькому пациенту такие элементарные задания, как взять со стола карандашик, подержать кружечку, попробовать ответить на простейшие вопросы ( «Как тебя зовут?», «Как зовут маму, папу?», «Как разговаривает котик, собачка?» и т.п.), опытный специалист заметит мельчайшие признаки нарушенного развития не только речи, но и моторики, некоторых психических функций, обратит внимание родителей на некоторые способы организации занятий с ребенком в домашних условиях. Несмотря на то, что в настоящее время растет количество детей с речевыми нарушениями, родители становятся более грамотными в вопросах развития ребенка, что создает благоприятную почву для вооружения их, в том числе, и некоторыми логопедическими знаниями. Так, многие наверняка слышали, что тонкая моторика рук (так называемая мелкая моторика) и речь связаны между собой, а речь, в свою очередь, с мышлением. Т.е., развивая один компонент этой триады, мы косвенно оказываем влияние и на развитие остальных. Даже наши предки посредством забав и потешек, отраженных в народном творчестве, развивали ловкость пальчиков малыша (к примеру, всем известная «Сорока-белобока» и пр.). Ребенок не просто совмещает здесь движения и слова, а такому способу развития речи посредством мелкой моторики есть и физиологическое объяснение: мозговые центры точных движений рук и речи располагаются рядом, и когда «включается» один, то как бы «подогревается» и второй. Поэтому на приеме у логопеда, как это принято считать, ребенка не просто попросят назвать предметы на картинках, «пошипеть» и «порычать», а оценят и сформированность других психических функций, дадут вам практические рекомендации по развитию малыша.
|