Цитата:
Re: Свобода или запреты
Сообщение Motorist » 24 фев 2012, 21:33
Помните, что любой запрет всегда вызывает протест со стороны ребенка. Такова природа человека.
Позвольте не согласиться. Запрет вызывает протест ребенка в нескольких случаях: 1)если запрет не понятен ребенку;
2) если запрет несправедлив с точки зрения ребенка;
3) если запреты нескольких взрослых людей противоречат друг другу;
4) если запретов больше, чем ребенок может усвоить.
В остальных случаях
РЕБЕНОК СОГЛАШАЕТСЯ С ЗАПРЕТОМ! (Надеюсь опыт воспитания троих детей и двадцать лет работы с детьми и подростками в школе дают мне право делать выводы).
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но проблема запретов – это проблема взрослых. И прежде всего проблема тех взрослых, которые больше всех дорожат этим ребенком.
Совсем без запретов вырастить ребенка, наверное, никому еще не удавалось. Однако, количество запретов и их содержание должно быть разумным. Чем младше ребенок, тем меньше запретов он способен усвоить. Никто ведь не станет сердиться на годовалого малыша за то, что он не может поднять двухпудовую гирю, все понимают, что мал еще. Но почему-то от того же малыша часто ждут, что он запомнит и будет выполнять тридцать два маминых-папиных-дедушкиных-бабушкиных «нельзя».
Чем меньше запретов, тем больше шансов на то, что они будут понятны ребенку. "Нельзя" - это крайняя мера, самая крайняя. За ней не может следовать наказание. Уж если Вы сказали ребенку это слово, то найдите приемлемый способ добиться результата. Убедитесь, правильно ли ребенок понял, что именно нельзя и почему нельзя. Что нельзя всем, а не только ему (иначе он просто на Вас обидится и Ваше "нельзя" при Вас же и останется). И самое важное: убедитесь, что ребенок имеет возможность выполнять это «нельзя». Помните, как говорил Маленький Принц: "Если я прикажу своему генералу порхать как бабочка, а он не выполнит приказ, кто будет виноват в этом: он или я?" Если Вы сказали "нельзя" и не помогли малышу его выполнить, наказывать надо Вас, а не его.
Что нельзя Вашему малышу, то нельзя и Вам. "Нельзя" - одно для всех. "Нельзя" - это то, что действительно нельзя, никому и никогда. Для тех вещей, который можно родителям, но не желательно ребенку (например, зажигать спички) есть другие слова: "опасно", "плохо", " не надо" и т.д.
А как быть малышу, если
у мамы одни «нельзя», а у бабушки другие? Идеальный вариант, когда все "нельзя" согласованы со всеми взрослыми членами семьи. К согласию в данном вопросе должны стремиться все люди, которые дорожат этим ребенком. Хуже, если с кем-то договориться не удается. Но опять же это Ваша проблема и решать ее Вам, а не малышу.
Был момент, когда я не очень ладила со свекровью из-за того, что она разрешала моему сыну то, что я не одобряла. Она в нем души не чаяла и очень баловала. С ней мне тогда не удалось договориться. Но я договорилась со своим двухлетним сыном. Я объяснила ему, что если бабушка разрешила ему вырвать картинку из книги, то она не будет его ругать (она ведь разрешила). Но за все его поступки вместе с ним отвечаю я, и я буду ругать за это, потому что вырывать листы из книги плохо. Когда в следующий раз мы будем читать книгу, нам тоже захочется посмотреть картинку, а ее уже не будет. Потом мы вместе вклеивали лист в книгу, втроем: я, сын и бабушка. Димка важно размазывал пальцем клей на бумаге и серьезным тоном объяснял бабушке зачем надо картинку приклеить обратно. Честное слово, договориться с ребенком иногда легче, чем со взрослым. Но после этого случая, бабушка всегда спрашивала его: "А мама что скажет?" И отношения пошли на лад.
Цитата:
Любой запрет автоматически создаёт запретный плод, который, как известно сладок.
Опять же не соглашусь. Сладок не запретный плод сам по себе, а загадочный запретный плот. Если ребенку понятно почему это запрещено, у него не возникает соблазна нарушить заперт. Как в сказке о Синей Бороде. Девушкам нельзя было открывать дверь. Но кому интересно было именно ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ? Никому. Интересно было, что находится за этой дверью.