На протяжении всей жизни мы играем какие-то роли: сын, брат, пассажир, одноклассник, клиент, влюбленный и. д. Роль – это поведенческая реакция, отвечающая каким-либо правилам. Есть роли общепринятые: учитель, врач, водитель. Существуют индивидуально-психологические – «козел», «золушка», «размазня» и т. д. Дошкольники во время игры меняют несколько ролей. Если вспомнить считалочку «На золотом крыльце сидели…», то можно на короткие мгновенья погрузиться в различные роли. Ролевое поведение способно моделировать взаимоотношения, переживать во время игры за данный персонаж. С возрастом человеку приходится усваивать новые роли.
Дочь в семь и семнадцать лет – по-прежнему ребенок, но родители ждут от нее чего-то большего, поэтому ей хочется, чтобы поступки ее получили одобрение со стороны взрослых, и в то же время она понимает, что у нее новая роль, в которую входит значительно больше свободы, независимости. Каждая роль содержит типичные, стандартные характеристики, но в то же время она может быть строго индивидуальна. Это сродни дирижерской трактовке музыкального произведения: интерпретация каждым дирижером авторского замысла своеобразна, а значит и звучание оркестра другое, хотя партитура одна. Нужны ли нам роли? Несомненно, потому что роль – это своего рода образец, которого надо придерживаться.
Благодаря роли человек ведет себя стандартно. Один человек способен играть несколько взаимоисключающих ролей. Предположим, в классе вы не привлекаете к себе внимания, скромны и неприметны. А вот среди группы товарищей вы являетесь бесспорным лидером. Одноклассники думают, что вы легко управляемы, а ваши друзья знают точно, что вы зачинщик, вдохновитель и организатор всех дел. Ученики привыкают к себе, исполняя определенную роль, пытаются приспособиться к ней, несмотря на то, что роль неприметна. И в дальнейшей жизни они стараются соответствовать этой роли: «герой» ведет себя решительно, настойчиво, даже агрессивно, «жертве» свойственно жалкое поведение. Находясь в группе, человек имеет определенный статус: кто-то пользуется уважением, с кем-то мало считаются, кто-то вообще пустое место.
Свой статус можно изменить, но сделать это довольно трудно, так как нужна неординарная ситуация, когда человек сумеет себя показать в выгодном свете. Иногда статус может изменить признанный авторитет. Например, тренер похвалил новенького мальчика, а после тренировки говорил с ним долго. Одноклассникам стало интересно, что же в нем особенного? С виду слабенький, и вообще – «очкарик». Оказывается, он попал в автокатастрофу, было несколько переломов. Мальчик проявил огромную силу воли, посещая ежедневно спортивные занятия, преодолевая боль. Когда ребята узнали об этом, зауважали его, статус при этом повысился. Как определяется статус в группе? В классе всегда есть ребята, с которыми хотят все общаться, делиться своими секретами. Таких ребят называют звездами. «Звезда» не знает, сколько ребят хочет с ней общаться, потому что внешне не все проявляют свои симпатии.
«Звезды» всегда общительны, привлекательны, веселы, уверенны в себе. У «предпочитаемого» школьника отсутствует контраст между собственным выбором и выбором товарищей. Они выбирают себе подобных. Таких большинство. Есть ученики, к которым относятся с недоверием, раздражением, недоумением, что находит отражение в их статусе. Есть игнорируемые ученики, о них даже не вспоминают тогда, когда делается отрицательный выбор. Таким ребятам трудно, ими никто не интересуется, они никем не поняты. Как им быть? Можно возмущаться, негодовать на весь мир. Бывает, что таким человеком заинтересуется его сверстник, попытается заглянуть в его внутренний мир и разглядеть в нем личность. Каково соотношение статуса и роли? Статус является объективным положением человека в группе.
Роль – производная от статуса. Вопрос: «Кто вы для группы?» относится к статусу, вопрос «Как вы себя ведете?» - к роли. Иногда мы не можем понять, чего же от нас ждут в той или иной ситуации, что нам нужно предпринять, что идет не так. Часто возникают конфликты из-за неумения адекватно воспринимать статусные места членами группы.Поскольку статус в группе четко обозначен для всех ее представителей, то и ожидания тоже определены. Ожидания ни в коей мере нельзя игнорировать, потому что все может быть – насмешка, угроза, бойкот и расправа. Но если ученик действует в соответствии с групповым ожиданием, он награждается одобрением других членов группы и статус его повышается. Но при этом надо учесть, что главным является для этой группы, какие ценности исповедует она и следует ли здесь повышать свой статус. Может, лучше быть отвергнутым и сразу уйти из такой группы. Невозможно быть принятым в самых разных группах и добиться высокого статуса.